Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Научные статьи
Анализ и обоснование эффективности кластерной модели развития регионов Кыргызской Республики

Анализ и обоснование эффективности кластерной модели
развития регионов Кыргызской Республики
Кожогулова Акылай Жанышбековна
И.о.доцента в Кыргызском Государственном Университете
Строительства, Транспорта и Архитектуры им. Н.Исанова
Государственная региональная политика должна быть обязательной составной частью политики любого государства, направленной на организацию экономической, социальной, финансовой и других сфер развития территорий страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.
Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.
При этом следует подчеркнуть, что применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение.
В целом создание региональных или локальных «условных» кластеров, придаст огромный импульс для развития малого бизнеса в регионах Кыргызстана, будет способствовать существенному повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходности региона, позволит решить проблемы занятости населения.
В конечном счете, развитие экономики регионов по пути кластеризации позволяет увеличить приток капиталов и технологий, прямых инвестиций, которые привносят в регион кроме финансовых средств и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки, и всемирно известные торговые марки.
Государственная региональная политика должна быть обязательной составной частью политики любого государства, направленной на организацию экономической, социальной, финансовой и других сфер развития территорий страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.
Проблема депрессивных территорий для Кыргызстана актуальна в аспекте локальных депрессий, т.е. городов и поселков городского типа, а также, районов находящихся в сложных социально-экономических условиях и испытывающих в новых рыночных условиях спад по основным макроэкономическим и социальным показателям. Остро ощущается нехватка грамотной государственной поддержки регионов страны.
Государственная концепция развития малых городов и поселков городского типа Кыргызской Республики предусматривает, с одной стороны, государственную поддержку, с другой – активизацию местного сообщества и ориентацию на внутренний потенциал. Очевидно, кризисное положение малых городов требует повышенного государственного внимания и помощи с постепенным ее сокращением по мере укрепления их экономического положения.
Состояние малых городов свидетельствует также о необходимости новых подходов, новых идей, сочетания и встраивания их в существующую практику. Так, методы социальной защиты и поддержки, стимулирования развития производства, в том числе малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые государством, одинаковы в любом населенном пункте – селе или городе, малом или крупном. Малые города и поселки в целом продолжают утрачивать свои позиции промышленных центров. Поэтому дифференцированный подход вполне был бы оправдан остротой проблемы и малой скоростью приближения к цели, незначительностью получаемых до настоящего времени результатов.
Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.
Эффективная региональная политика должна осуществляться на основе следующих принципов:
— последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;
— учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
— повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.
Следует признать, что в Кыргызстане понятие «региональная экономика», или «социально-экономическое развитие регионов страны» для многих чиновников означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Как показывает практика за последние десятилетия развития нашей страны, когда в связи с некачественно проведенной региональной политикой происходили отрицательные события, которые на много этапов откинули назад развитие всех отраслей экономики, как в регионах, так и в стране в целом. Вместе с тем и на сегодняшний день мы с уверенностью можем констатировать, что все происходящие события в стране, показывают слабую, может быть даже несуществующую региональную политику, направленную на развитие и экономическую стабильность регионов.
Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обойтись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере должен приниматься в расчет региональный фактор. Таким образом, когда речь идет о «региональной политике», имеется в виду не политика проводимая местными властями, которая только находиться под присмотром и контролем центральных органов власти, а государственная политика, которая проводиться с учетом интересов развития регионов. Но вместе с тем, часть политики, проводимая на региональном уровне, может быть названа местной политикой.
Государственная региональная политика и местная политика регионов должны дополнять друг друга и быть как единое целое.
Региональная политика государства — целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов. Так же как и государственная политика региональная включает в себя экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную и национальную составляющую.
Внутренняя политика регионов — целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры.
На основе общих принципов государственной региональной политики формируется региональная экономическая политика. В управлении регионами экономическая политика занимает ведущее положение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов. Региональная экономическая политика включает:
— бюджетную и налоговую политику;
— планирование, прогнозирование в регионе;
— создание и реализацию целевых программ;
— использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона:
— размещение производительных сил;
— управление структурой производства;
— политику развития региональных комплексов;
— контрольно-аналитическую деятельность;
— информационное обеспечение.
Целью региональной социальной политики государства является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения. Осуществление социальной политики в значительной мере находится в непосредственной зависимости от экономических возможностей страны, той части национального дохода, которая выделяется на потребление. Социальная политика государства и региона имеет общую экономическую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан страны. Цели современной региональной политики в социальной сфере — обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно одинаковых жизненных возможностей для всех граждан. Региональная социальная политика призвана препятствовать нежелательной миграции населения, которая в нашей стране растет катастрофическими темпами, ослабить внутреннее социальное напряжение, которое дает негативные явления и возможность различным политическим и религиозным и криминальным силам расти с необычайной силой и сберечь целостность и единство страны, что очень важно для Кыргызстана.
Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановление, и сохранение природной среды.
Приоритетная цель региональной гуманитарной политики — духовное развитие общества, улучшение его морального состояния и здоровья. Гуманитарная политика должна быть направлена на формирование свободолюбивой, инициативной личности, воспитание национального, патриотического долга, возрождение национального, культурного фундамента общества и соответственно создание улучшенных условий поддержки здоровья нации.
Все эти вопросы, являются особо важными для социально-экономического развития всего государства и требуют особого внимания. Учитывая выше сказанное, мы утверждаем, что для Кыргызстана необходима государственно-региональная модель развития экономики.
Кластерная модель развития экономики регионов КР
Необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал.
К одним из наиболее распространенных механизмов реализации государственной и региональной экономической политики в мире относится кластерная политика.
Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих экономические кластеры в регионах.
Исследователи этой проблемы американцы М. Портер и М. Энрайт пришли к выводу, что развитие региональных кластеров увеличивает производительность труда и эффективность производства в целом за счёт облегчения доступа к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, а также обслуживающим и образовательным центрам. Одновременно наличие кластеров стимулирует продвижение инноваций, так как фирмы получают доступ к самой передовой информации по усовершенствованию технологического процесса. В кластерах создаются льготные условия для организации новых фирм и запуска новых типов производств и товаров, облегчающих коммерциализацию знаний.
Эффективность кластерного подхода определяется тем, что преодолевается узкоотраслевая специализация экономики региона. Кластеризация позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику развития региона с учетом потенциала региональных экономических субъектов, также кластерная политика предстаёт как комплексное явление, поскольку объединяет промышленную и региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, привлечения иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и т.д. Другими словами, формируя общие цели, кластерная политика способствует развитию диалога между ключевыми игроками региона для скорейшего достижения намеченных целей.
Однако кластеры – это не только механизм экономического прорыва в регионах. Они образуют благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательства. Крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленных к их технологиям смежных производств оборудования и материалов, что создаёт ёмкий рынок для небольших фирм. Тем самым кластер выполняет и социальную функцию, обеспечивая занятость множеству мелких фирм-поставщиков простых комплектующих, соединяя в себе лучшие предприятия, обладающие конкурентоспособностью.
В рамках государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и обеспечивают продвижение производимых ими товаров и услуг на международные рынки. Поэтому, являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание правительства и местных администраций.
В качестве примера влияния кластеров на национальную экономику, можно отметить, что, например, в экономике США более 32% занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры. В экономике Швеции, в кластерах занято 39% работоспособного населения. Производительность труда в таких секторах выше среднестрановой на 44%. Более того, кластерный сектор считается главной движущей силой развития секторов, которые обслуживают локальный рынок. Но главным является следующее: чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий.
При этом следует подчеркнуть, что применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе позволяет быстро встретиться, обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в будущем. Особый интерес концепция кластерного управления региональной экономикой приобретает в свете усиления роли внешнеторговой деятельности в социально-экономическом развитии регионов, определении приоритетных отраслей, способствующих экономическому росту. Однако для этого необходимо, чтобы их продукция обладала конкурентными преимуществами (низкая цена, высокое качество и т.д.). И эти преимущества достигаются тогда, когда на рынке конкурирует не отдельное малое предприятие, а кластер. При этом необходимо понимать, что кластер – понятие экономическое, и не является организационно-правовой формой, то есть не выступает в качестве юридического лица. Его участники взаимодействуют на основе устойчивых и долговременных договорных отношений.
Основными аргументами в пользу использования кластерного метода управления региональной экономикой являются:
1) высокая согласованность с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ;
2) эффективное обеспечение функционирования межотраслевых связей; распространение технологий, навыков и информации;
3) возможность осуществления внутренней специализации и стандартизации; увеличение производительности труда;
4) минимизация затрат на внедрение инноваций; наличие в структуре кластеров гибких предпринимательских структур – малых предприятий, способствующих формированию инновационных точек роста за счет высокой степени специализации при обслуживании конкретного промышленного производства;
5) возможности эффективного обмена идеями между специалистами, а следовательно, формирование конкурентной среды.
Управление экономикой на основе региональных кластеров имеет следующие преимущества:
1. Увеличение налогооблагаемой базы.
2. Возможность формирования промышленных объединений, обеспечивающих занятость населения региона, развитие инфраструктуры и т.д.
3. Возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона.
4. Возможность регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности их вложений на основе приоритетности развития региональных кластеров.
5. Возможность предоставления адресных льгот определенным группам предприятий, имеющих важное значение для региональной экономики.
6. Повышение в регионе предпринимательской активности.
7. В развитии кластера, в зависимости от его масштаба, самое непосредственное участие принимают государственные органы власти соответствующего уровня и муниципальные органы управления. Также структуру кластера дополняют образовательные учреждения, транспортные, логистические и экспортные компании, торговые представительства, различные отраслевые объединения.
А также к преимуществам кластерного управления экономикой можно отнести усиление роли экономических факторов и снижение административных. Но следует добавить, что кластерный анализ может послужить основой для конструктивного диалога между предпринимателями и властью с целью выявления общих проблем, инвестиционных возможностей, корректировки промышленной и формирования инновационной политики региона. В результате ее реализации администрации территорий лучше видят сильные и слабые стороны промышленного развития, усиливается их партнерский диалог с бизнесом, диверсифицируется региональная экономика. Все это ведет к росту числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, снижению зависимости бюджетов от отдельных бизнес-групп. Кластерный подход сулит выгоду и бизнесу: он более полно использует кадровый потенциал и инфраструктуру территории, имеет доступ к исследованиям и рекомендациям научных центров, благодаря которым снижаются издержки, обеспечивается выход на новые рынки.
Сам процесс создания кластеров представляется следующим образом:
- анализ и аудит региональной экономики: изучение кластерного подхода с целью лучшего понимания экономического развития и выделения кластеров;
- анализ и аудит политики: анализ потенциала кластерного подхода в различных регионах и его гармонизация с существующими общими экономическими подходами;
- анализ дизайна кластерной политики: определение обязательств частного и госсектора в реализации кластерного подхода и определение механизмов адаптации политики на протяжении времени;
- реализация кластерной политики: обзор и исследование различных мероприятий, применяемых в различных кластерах и пути реализации этих мер;
- мониторинг и оценка: мониторинг и оценка кластерной политики, особых препятствий, связанных с ними и основных решений, направленных на их преодоление.
Идентификация региональных возможностей предполагает оценку таких составляющих бизнес-климата, как: условия факторов производства, их качества и степени специализации; условия для конкуренции и стратегического развития; условия спроса; связанные или поддерживающие отрасли.
Стимулирование развития кластеров органами региональной власти возможно с использованием различных комплексов мероприятий:
• Проводя политику создания платформы для диалога всех экономических агентов, работающих в кластере;
• Осуществляя диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных предприятий государственных заказов с более высокими стандартами;
• Повышая квалификацию местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров;
• Создавая «брэнд» региона для привлечения иностранных инвестиций, и другие мероприятия.
В целом изучение региональных возможностей позволяет определить приоритетные рынки сбыта продукции, которые должны обеспечивать максимальное включение региона в систему мирохозяйственных связей и способствовать увеличению объемов экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Вследствие невозможности на первом этапе формирования организовать максимальную региональную поддержку всем кластерам, которые могут быть организованы в регионе, необходимо четко определить кластеры, формирование которых приоритетно и всячески способствовать их развитию, причем это могут быть как экспорто так и импортоориентированные кластеры.
Изучение ситуации в КР показало наличие предпосылок развития следующих «условных» кластеров:
• Образовательный. (г.Бишкек - университеты и ВУЗы Кыргызстана, которые, кроме обучения, могли бы проводить исследования и разработки технологий в интересах региональных предприятий).
• Строительный. (Чуйская, Ошская области - есть сырьевая база. Свой цемент. Инфраструктура. Кадры. Архитектура. Технологии и оборудование. Энергетика).
• Туристический. (Иссыккульская область - уникальные климатические условия, позволяющие организовать различные формы рекреации и туризма).
• Нефтехимический. (Джалалабадская область – есть сырьевая база, но необходимо наладить добычу и начать развивать глубокую переработку местной нефти и газа).
• Аграрный. (Большое количество земель всех регионов КР, пригодных для сельскохозяйственного производства. Хороший климат. Есть кадры, ВУЗы, научно-исследовательская база).
• Животноводческий. (Чуйская, Нарынская области – хорошее наследие и сырьевая база, своя наука, разработки и технологии)
• Инновационный. (Национальная академия наук КР).
• Транспортно-коммуникационный. (Нарынская, Ошская, Чуйская, г.Бишкек - все условия для создания крупных логистических центров и транспортно-коммуникационных узлов).
• Медико-фармацевтический. (г. Бишкек - своя наука, разработки, технологии и кадры).
• Масложировой. (г. Бишкек, Чуйская, Таласская области - крупное производство, свое сырье, упаковка, организация хранения, транспорт и сопутствующие сервисы, своя наука и кадры).
• Полиграфия. (г. Бишкек, типография, дизайнерские центры. Спрос на продукцию - со стороны всех отраслей и торговли).
Дальнейшая система мер образования и регулирования кластерной политики в регионах КР должна разрабатываться в зависимости от конкретного товара; ситуации, сложившейся в его производстве; места его в структуре регионального рынка и экспортных поставках региона; перспектив его производства с учетом международного разделения труда.
Такая система должна включать меры:
− по льготному кредитованию и налогообложению предприятий, входящих в регионально значимые кластеры;
− стимулированию производства высокотехнологичной продукции и созданию условий для сокращения выпуска продукции с низкой долей добавленной стоимости;
− на основе проведенной оценки рациональности импорта должна быть разработана система мер по перепрофилированию убыточных предприятий на производство импортозамещающей продукции;
− по разработке механизма государственных гарантий под внешнее финансирование и поставку продукции в кредит, а также страхование экспорта продукции;
− по содействию в продвижении продукции региональных кластеров на внешние рынки, посредством осуществления выставочно-ярмарочной деятельности;
− по открытию региональных торговых представительств в странах, торговые отношения с которыми являются приоритетными;
− по формированию информационной инфраструктуры, содействующей расширению связей между кластерами, работающими в тех же отраслях.
В качестве примера рассмотрим возможные предпосылки образования строительного кластера в Кыргызстане.
Строительный кластер отличается от других типов объединений тем, что имеет более широкое членство и цели (рисунок 1) [1].
На практике довольно сложно развивать кластер в промышленности строительных материалов в отрыве от остальных элементов строительного комплекса. В качестве объекта исследования и управления целесообразнее говорить о формировании строительного кластера в виде системы взаимодействующих между собой строительных, проектных, предприятий промышленности строительных материалов, а также сопутствующей инфраструктуры.
Рисунок 1 - Система принципов и целей строительного кластера
По своей природе строительный кластер является разновидностью отраслевых кластеров с преобладающими горизонтальными связями между участниками. Поэтому роль координатора развития кластера может сыграть некоммерческая организация (некоммерческое партнерство или объединение строителей).
Взаимодействие элементов строительного кластера приведено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Предполагаемая структура строительного кластера
Ядром кластера должны стать ведущие предприятия строительства (ДСК «Азат», Кантский цементно-шиферный комбинат, ОсОО Интергласс и др.).
Ядро строительного кластера должно служить центром притяжения для малого и среднего предпринимательства – это, прежде всего, субподрядные работы разного плана, которые генеральный подрядчик передает другим организациям (отделочные работы, ремонтные работы, обустройство прилегающей территории и другие виды работ).
На возникновение синергетического эффекта в строительном кластере должна оказать влияние группа факторов (таблица 1).
Таблица 1 – Факторы повышения эффективности строительного сектора
Факторы |
Влияние фактора на кластер |
1. Развитие взаимодей-ствий между участниками кластера |
Формирование связей между участниками кластера делает данный сектор экономики более стабильным: для предприятий промышленности строительных материалов – это наличие стабильного рынка сбыта; для строительных организаций – это наличие поставщиков, готовых отреагировать на изменение их потребности в количестве и качестве материалов. |
2. Развитие системы знаний |
Наличие научной базы, способной поставлять научный продукт, готовый к внедрению в производстве – основа формирования кластера. Ключевую роль здесь могут играть малые предприятия как посредники при распространении знаний от науки к бизнесу. |
3. Стимули-рование спроса |
В строительном кластере это возможно за счет снижения себестоимости строительства. Стоимость строительства может быть снижена за счет новых технологий и более дешевых строительных материалов, а также устранения посредников между покупателями и производителями строительных материалов. |
4. Наличие крупных предприятий |
Крупные предприятия могут играть каталитическую роль в росте кластера, поскольку они могут создать критическую массу опытных менеджеров и рабочих и могут обеспечить идеальные условия для малых предприятий, чтобы расти и развиться вокруг них. |
5. Дух пред-принимате-льства |
Строительство является одной из самых традиционных отраслей, несмотря на все изменения происходящие вокруг отрасли. Предпринимательская инициатива становится важным фактором, и необходимо, чтобы внутри кластера были участники, готовые внести новшества. |
При этом с целью поддержки развития кластеров государству необходимо сосредоточиться на регулировании отдельных факторов, характеризующих деятельность кластера (таблица 2).
Таблица 2 - Направления государственного регулирования развития кластера
Объект регулирования |
Методы регулирования |
1. Факторы производства. |
- Создание специализированных программ обучения и переподготовки; - Организация исследовательской работы в местных университетах по разработке связанных с кластером технологий; - Поддержка сбора и обработки информации, относящейся к деятельности кластера. |
2. Родственные и поддержи-вающие отрас-ли. |
- Спонсирование форумов для сбора вместе участников кластера; - Поощрение направленных на интересы кластера усилий по привлечению поставщиков из других регионов; - Создание ориентированных на кластеры зон свободной торговли и промышленных парков. |
3. Условия местного спроса. |
- Создание ясных законодательных стандартов; - Спонсирование независимого тестирования, сертификации продукции и сервиса для поставляемых кластером услуг; - Принятие на себя роли требовательного заказчика для выпускаемых кластером продукции. |
4. Контекст стратегии фир-мы и соперни-чества. |
- Устранение барьеров для местной конкуренции; - Организация соответствующих правительственных департаментов вокруг кластера; - Сосредоточение усилий для привлечения иностранных инвестиций в кластер. |
Представленный алгоритм может корректироваться в процессе реализации кластерной инициативы в зависимости от удовлетворения интересов участников кластера, а также от эффективности проводимых мероприятий.
Экономический эффект от создания кластеров в строительной сфере обусловлен:
Ø производственно-строительной кооперацией, позволяющей эффективно использовать совокупный потенциал сетевых партнеров;
Ø снижением затрат на модернизацию строительной продукции путем передачи части работ партнерам, специализирующимся в конкретных видах деятельности;
Ø повышением эффективности процесса обеспечения строительного производства сырьем, материалами, деталями, конструкциями на основе установления долгосрочных партнерских связей;
Ø повышением эффективности выполнения отдельных управленческих функций за счет разделения труда, специализации, привлечения специализированных организаций строительного профиля;
Ø повышением эффективности работ в области сбыта и сервисного обслуживания, приобретения необходимых ресурсов;
Ø повышением надежности сетевых партнеров в инвестиционно-финансовой кооперации.
В целом создание региональных или локальных «условных» кластеров, представленных выше, придаст огромный импульс для развития малого бизнеса в регионах Кыргызстана, будет способствовать существенному повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходности региона, позволит решить проблемы занятости населения.
В конечном счете, развитие экономики регионов по пути кластеризации позволяет увеличить приток капиталов и технологий, прямых инвестиций, которые привносят в регион кроме финансовых средств и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки, и всемирно известные торговые марки.