Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Фоторепортажи
(Фоторепортаж) Куда девался статус нашей столицы, некогда чистой и зеленой?
С давних пор за нашей столицей закрепилось такое качество, как «город зеленого цвета». Жители гуляли по зеленым паркам и аллеям, дышали чистым воздухом, везде было чисто. Но что мы видим сейчас? Те же аллеи и почти такой же зеленый город, но что-то не так. Чистота уже не та, зачастую улицы украшают стихийные кучки мусора, от малого до великого.
Первой мыслью, конечно, приходит плохое исполнение своих обязаностей муниципальных служб, но так ли на самом деле, быть может дело не только в них? Может чисто не там где убирают, а там где не мусорят?
Мы решили, в очередной раз, взглянуть на проблему изнутри и выяснить, что к чему.
Город Бишкек и его пригороды обслуживает муниципальное предприятие «Тазалык». Мы часто слышим это название при нареканиях в их адрес, особенно после сильных снегопадов. Обвиняем их в плохой оперативности исполнения своей работы.
Одной из проблем на сегодняшний день является состояние автопарка. В нем на ходу находятся 110 машин, это при цифре в 180 пять лет назад. Но ведь с тех времен и население прилично выросло, да и город расширил свои окраины, а это, как следствие, кратно увеличивает объемы мусора. А разница в числах томится сломанная на территории базы.
Среди обилия мусора, помимо бытовых отходов, стали часто выкидывать строительные отходы, и не то, что выкидывать, а вываливать и привозить целыми машинами. Это, в свою очередь, выводит из строя манипулятор. Вы сами посудите, сколько весит бак, набитый тяжелым строительным мусором!? И на сколько рассчитан механизм? Таким образом, и не только, пополняется парк сломанных машин, который и без того полон.
Вот очередную машину буксируют на базу. К слову, именуют ее «корыто» из-за специфики конструкции. Таких машин в парке четыре. Поэтому ее поломка — это большая проблема.
Еще один способвывода техники из строя - это поджог мусор, был случай, когда мусор загорелся, тем самым весь мусоровоз воспламенился и сгорел в считанные минуты.
График работы здесь в три смены. И если люди как-то меняются между собой, то техника работает на износ, круглые сутки. Впрочем, как и некоторые работники предприятия.
На даже такой ритм не перекрывает потребности города в уборке. Техники не хватает. В зимний период для экономии времени и более продуктивной работы снег не вывозят за город, а сгружают прямо возле базы, потому что тратить время на вывоз куда-то еще попросту неоправданно.
Водители - как те Кулибины, перебирают и переставляют запчасти с одних машин на другие, с нерабочих на рабочие, одним словом, пытаются поддерживать на ходу технику.
Где-то получается, где-то не очень. Одно из качеств людей, работающих здесь, – это любовь к технике. А ее тут большое разнообразие в зависимости от ситуаций и задач.
Самым универсальным и востребованным считается МАЗ. Он может и мусор собирать с разных сторон, и помогать буксировать сломанных «собратьев». Зимой его оборудуют под пескоразбрасыватель, а летом - под поливалки для «Зеленстроя» и дорог. Последнее крупное пополнение техники было 7 лет назад.
Вообще, рабочий коллектив тут уже с приличным стажем, многие отработали десятки лет. И только на них еще держится трудовой процесс. Молодые долго не задерживаются, ведь перспектива быть уборщиком мусора привлекает не всех. Да еще с зарплатой 7-8 тысяч сомов, ну или, в лучшем случае, 10-13 тысяч, если работать сверхурочно.
Более опытные кадры могут работать по 20 часов, даже при сменяющихся напарниках, все из-за боязни доверить технику молодому коллеге.
Условия работы так же желают лучшего, если человек убирает мусор, это не значит, что от него должно пахнуть соответствующе. В обществе он такой же человек, желающий к себе достойного отношения и положения. Но даже с банальным душем дела обстоят плачевно. Как выражаются сами работники, «моемся, как наши предки кыргызы, да и живем наверно хуже их». Все это с юморком и иронией, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда.
Вот так, например, греются ребята зимой и отогревают замерзшие машины, которые также часто замерзают из-за несвоевременного перечисления ГСМ мэрией.
В целом работа тяжелая не только морально, но и физически. Особенно в снегопады, когда нужно вывозить большие объемы снега с дорог города. К примеру, сложный участок — это мост, точнее проезд под ним. Туда не встает никакая техника, и поэтому весь объем выпадающих осадков вручную перекидывается рабочими.
А из-за таких вот "парковщиков" потом скажут, что "талазыковцы" плохо выполняют свою работу.
Недофинансирование - основная проблема, которая лежит в корне всех остальных. И одной производной можно считать население столицы, точнее, его число, которое давно перевалило за миллион, при этом договоров на обслуживание заключено лишь с 500 тысячами, да и те в своем большинстве пенсионеры, которые оплачивают всего 4 сома за вывоз мусора, в то время, как обычный гражданин обязан оплачивать 15 сомов, что, согласитесь, копейки по сравнению с мусором, который генерирует каждый из нас. При всем при этом разница между льготным и полным тарифом никоим образом не перекрывается государством.
Отношение некоторой прослойки граждан к работникам муниципальных служб также оставляет желать лучшего. Они забывают о том, что это не только такие же люди, как мы, но и о том, какую роль они выполняют. Почему за простое замечание о том, что нужно бросать «бычок» в урну, где ему и место, работники в лучшем случае получают личное оскорбление? Бывают и случаи рукоприкладства, а за что? За то, что он не спит ночью, а убирает контейнеры с мусором? За то, что хочет, чтобы мы утром шли и ехали на работу по чистым тротуарам и дорогам? Почему за замечание представителю правоохранительных органов о невозможности донести мусор до контейнера работник муниципальной службы уже 3-й месяц на больничном с сотрясением мозга и сломанными ребрами?
Вообще вопрос с менталитетом наших жителей стоит очень остро. Мы не уважаем не только окружающих нас людей, но и город, в котором живем. Воспитание уже не то, нам проще свалить вину и ответственность на другого, чем сделать усилие над собой и донести отходы своей жизнедеятельности до мусорного контейнера.
Близлежащие новостройки яро хотят стать частью города, при этом предпочитают игнорировать уборку своего мусора, выбрасывая его на границу города, где его бесплатно обязано убирать муниципальное предприятие. Этим грешат Ак-Ордо, "Селекция" и Ала-Тоо.
Поэтому и не успевают убирать все мусорки своевременно. Это не значит, что не уберут вовсе. Уберут…просто немного попозже.
Одним из решений можно считать частные фирмы, занимающиеся вывозом мусора. Но, увы, это только кажется решением. На деле они только снимают сливки с платежеспособных клиентов и вывозят локально их мусор, в то время как все вокруг также остается на попечительстве «Тазалыка». Поэтому это не выход, без должного контроля и реализации. Если и отдавать в частные руки объекты, то квадратами.
Вопрос чистоты города - это вопрос его имиджа. И если финансирование будет на закладываемом уровне и работники муниципальной службы будут получать достойную зарплату, то можно с полной уверенностью сказать, что с таким коллективом наш город будет сиять.
В завершение хочется сказать: верно то выражение, что чисто всё-таки там, где меньше мусорят. В таком случае службы будут вовремя выполнять свои задачи, а мы будем жить в чистом городе. В наших силах прививать толерантное отношение к друг другу и к окружающему нас миру с малых лет. Рационально относиться к отходам, которые мы производим! Статистика такова, что сейчас убирай хоть по несколько раз в день ,все мало будет. Об этом стоит задуматься, пока под ногами родная земля и асфальт дорог, а не тонны мусора и зловоние.
Вернуть городу былую чистоту по силам каждому из нас!
P.S. Спасибо Ирине Шайда, главному мастеру муниципального предприятия "Тазалык", за помощь в подготовке материала.