0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Роль государства в развитии предпринимательского потенциала малых предприятий в КР

    Роль государства в развитии предпринимательского потенциала  малых предприятий  в КР
    07 04 2015 11:35

     

    РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

     

     

    �м�

     

     

    Гыязов Айдарбек Токторович

    Начальник учебно - информационного департамента КИТЭП Бат ГУ.

     

     

     

     

     

     

    Аннотация:  В статье на макро и микроуровне рассматриваются решение проблемы поддержки малого предпринимательства Кыргызстана,  рекомендации по развитию институционального базиса малого предпринимательства, роль государства в развитии предпринимательского потенциала малых предприятий КР.

    Ключевые слова: старт-апов, бизнес – инкубатор, бизнес-среда, макроуровень, микроуровень, предпринимательский климат, предпринимательский потенциал, микрофинансирование, бизнес- ассоциация.

    Введение.

    Говоря о поддержке малого бизнеса и развитии его предпринимательского потенциала, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного предпринимательского  климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.

    Выполненные нами исследования показали, что существующие на сегодняшний день неблагоприятные условия предпринимательской  среды создают многочисленные трудности для осуществления предпринимательской деятельности.

    Основная задача: Анализируя особенности функционирования малых предпри­ятий в Кыргызстане, выявить их основные про­блемы, определяющие трудности развития предпринимательского потенциала малого бизнеса и ре­шения им социально-экономических проблем общества.

    Выявлено, что  ма­лые предприятия  сущест­венно ограничены в применяемых ресурсах, что требует создания фондов поддержки, благоприятных налоговых правил и условий кредитования; имеют низкий уровень менеджмента, что определя­ет необходимость профессиональной подготовки предпринима­телей; не обеспечены достоверной информацией о спросе на про­изводимую продукцию и услуги, не имеют опыта работы на внешнеэкономическом рын­ке, связей с поставщиками и потребителями, что обусловливает важность формирования соответствующих информационных фондов коллективного пользования.

    Установлено, что в Кыргызстане решению проблемы поддержки малого предпринимательства Кыргызстана в целях обеспечения развития предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования возможен на  двухуровневой основе ( на макро и микро уровнях).

    Предложено создание и расширение сети  поддержки малого предпринимательства.

    Рассматривая малое предпринимательство Кыргызстана, отметим, что  рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном как координатор малого предпринимательства, в то время как местная инициатива порой не только не стимулирует развитие малого предпринимательства, а даже препятствует. К сожалению, в территориальных образованиях республики – областях и районах существуют разные точки зрения на необходимость стимулирования малого предпринимательства.

    Ввиду известных особенностей малого бизнеса малые предприятия республики сосредоточены преимущественно в наиболее развитых  городах и областных центрах (рис. 1). 

    �м�

    Рисунок 1 – Структура распределения малых предприятий в регионах на 2012-2013 гг.  (Составлен автором по данным Национального статистического комитета КР)

    Об этом свидетельствуют представленные нами ранее данные о количестве малых предприятий в регионах. При этом меньше всего их в дотационных областях  с высоким уровнем безработицы. Именно здесь органы власти не принимают конкретных решений по развитию малого предпринимательства. Исправить положение можно только при наличии «сквозных» республиканских законов, регулирующих малое предпринимательство в целом и определяющих границы законодательной инициативы на областном уровне. Без них невозможно создать равные условия для субъектов малого предпринимательства.

    Это подтверждается опытом стран Европейского союза (ЕС) и России, где федеральные законы обеспечивают право на малое предпринимательство, и на этой основе предприниматели вынуждают региональные власти оказывать им внимание. В федеральных социально-экономических программах решение проблем безработицы, экологии, развития отдельных производств (сельское хозяйство, строительство, инновационная сфера) предусматривается через целевое стимулирование малого бизнеса. Именно ему предназначаются финансовая помощь, налоговые и другие льготы. В странах Западной Европы региональные и местные органы власти не получают дотации от федерального правительства для повышения уровня доходов населения до среднеевропейских показателей. Они имеют главное - организационные и материальные возможности для создания новых рабочих мест на малых предприятиях, что обеспечивает рост доходов населения и дополнительные налоговые поступления.

    Решению проблемы поддержки малого предпринимательства Кыргызстана в целях обеспечения его развития может стать двухуровневый подход к поддержке и развитию малого бизнеса (рис.2). Первый это - микроуровень, когда направленность политики поддержки развития малого предпринимательства непосредственно малые предприятия. Этот уровень  составляют инструменты поддержки сегментов малого бизнеса, такие как модели продвижения продукции на региональные и международные рынки, использования порталов отраслей малого бизнеса, налоговых и других льгот, привлечения и обучения квалифицированных кадров, координации действий контролирующих и других государственных организаций.

    На этом уровне находят реализацию  инструменты помощи субъектам малого бизнеса, например предоставление юридического адреса, юридическое консультирование, привлечение отставных руководящих работников для обмена опытом, сертификация и защита интеллектуальной собственности, оказание специализированных услуг, офисное сопровождение, экспертиза проектов и подготовка заключений, выделение субвенций, субсидий, гарантий, компенсация процентных ставок и части купонных выплат по облигациям.

     

    �м�

     

     

    Рисунок 2. – Уровни  развития предпринимательского потенциала МСП

    Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства в Кыргызстана являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение само занятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах республиканского, регионального и местного бюджетов. В данный набор механизмов входят также инструменты интеграции малых  в крупные хозяйственно-кооперационные системы, возглавляемые крупными предприятиями высокого технологического уровня, в том числе в международные ТНК («кластерная система»), создание вертикально-интегрированных концернов, центров промышленности, индустриальных парков для развития производственной деятельности при крупных компаниях на базе простаивающих площадей промышленных предприятий.

    Подчеркнем, что на этом уровне для малых предприятий вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д..

    Особая роль в поддержке развития малых предприятий на этом уровне должна отводиться  защите внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчит выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения, особенно в отстающих отраслях промышленного производства – пищевой,  швейной, обувной и т.п..

    Такой подход может обеспечить выживание  для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях – текстильной, обувной, кожевенной, производства пластмасс. В этом случае для государства необходимо проводить политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Этот перечень необходимо закрепить на уровне законодательства. Роль государства может существенно возрасти, если принять закон о  закупке государством по фиксированным ценам товаров малых производственных предприятий из составленного перечня, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.

    Важно подчеркнуть, что на микроуровне необходимо обеспечить приток в малый бизнес молодежи страны, как наиболее активной и трудоспособной части населения. С целью вовлечения в производство молодежи, государство может ввести  систему кредитов для реализации проектов общей стоимостью до 200 тыс. сомов, причем будущий предприниматель, помимо бизнес-плана, должен обеспечить 5% его стоимости и пройти специальные курсы, финансируемые правительством. Суть такого подхода - дать шанс тем, кто хочет выбиться из нужды.

    Второй уровень – макроуровень, цель поддержки малого предпринимательства, на котором  реализуется через   более глобальные задачи– организацию и защиту государством среды развития, предпринимательской среды, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство.

    Для развития «правового поля», в максимальной степени адекватного нуждам и потребностям предпринимателей республики необходимо:

    -          совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности и прозрачности налоговой системы, путем применения ИКТ и совершенствования механизма «единого окна»;

    -          сокращение масштабов государственного вмешательства и регулирования в сфере МСБ, построение диалога государства с бизнесом на условиях активного партнерства;

    -          упрощение взаимоотношений государственных органов с предпринимателями, выстраивание этих отношений на основе строгого соблюдения существующих правовых норм;

    -          повышение общей эффективности системы государственного управления за счет ликвидации дублирующих функций органов государственного управления и сокращения аппарата самих органов;

    -          принятие целевых государственных программ по развитию малого предпринимательства, включающих льготное кредитование и налогообложение.

    Общие рекомендации по развитию институционального базиса малого предпринимательства включают:

    - развитие информационной поддержки малого  предпринимательства, обеспечение доступа к информации, необходимой для ведения бизнеса; создание информационного центра, основной функцией которого будет бесплатное предоставление всей необходимой информации об основах предпринимательской деятельности и особенностях ведения бизнеса в Кыргызской Республике;

    - широкое распространение бизнес-инкубаторов: их создание и развитие дает дополнительные возможности финансирования и привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса в промышленного производства; формирование и развитие инновационных центров и технопарков: поддержка и стимулирование указанных структур позволит обеспечить постепенный переход к высокотехнологичным и наукоемким производствам и уйти от традиционных натуральных хозяйств. Более того, эти процессы будут реально способствовать формированию и развитию интеллектуальной и инновационной составляющих малого  предпринимательства;

    Создание ассоциаций малого предпринимательства по отраслевым сегментам и вовлечение в их деятельность предпринимателей посредством широкого распространения в предпринимательской среде  информации об их функциональной направленности и решаемых задачах. Ключевыми функциями профессиональных ассоциаций малого предпринимательства в данном вопросе могут стать:

    - ведение конструктивного диалога с правительством по вопросам улучшения бизнес-среды, подготовка и издание брошюр, буклетов, плакатов, содержащих информацию о том, что нужно для открытия собственного дела, каким образом производится регулирование бизнеса со стороны государства, каковы этапы открытия своего предприятия и т.д., а также распространение этих изданий среди предпринимателей, особенно депрессивных и отсталых регионов страны;

    - обучение старт-апов основам предпринимательской деятельности: проведение информационных и обучающих семинаров с целью повышения уровня информированности начинающих и молодых предпринимателей о законодательстве, регулирующем бизнес.

    Наконец, важнейшим условием обеспечения реального успеха предпринимательской деятельности, и в том числе преодоления тендерных стереотипов, становится повышение уровня самооценки начинающих предпринимателей. В связи с этим необходимо:

    - развивать партнерство и тесное сотрудничество между государственными структурами, бизнес-ассоциациями, местными сообществами на местном, районном и региональном уровне для оценки проблемы развития молодежного предпринимательства. В качестве базовых элементов данной системы могут выступить:

    - специализированные молодежные биржи труда; государственные и негосударственные фонды поддержки и страхования молодежного предпринимательства;

    - создание сети центров по повышению квалификации и перепрофилированию (как за счет государственных служб занятости, так и средств работодателей);

    - государственное регулирование молодежной занятости и безработицы.

    В целях расширения числа малых предприятий в промышленности, поддержки их инновационных инициатив и расширения экономических возможностей необходима целостная государственная программа конкретных мер, подкрепленных необходимыми ресурсами. Основными мерами являются:

    - разработка концепции по обеспечению доступа малых инновационных предприятий к экономическим ресурсам - собственности, доходам, кредитам, информационным технологиям, а также различным формам занятости. При разработке такой концепции крайне важно учесть соответствующие мероприятия Стратегии развития страны и Национального плана действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике.

    Для совершенствования системы развития малого бизнеса Кыргызской Республике необходима работа по ряду  направлений:

    - создание действующей полноценной системы поддержки малого предпринимательства, выявление и дальнейшее развитие действительно необходимых и эффективно функционирующих структур;

    - сокращение количества разрешительных и согласующих административных процедур и правил;

    - упрощение процедуры государственной регистрации индивидуальных предпринимателей;

    - разработка и нормативное закрепление льготных условий сдачи государственной собственности в долгосрочную аренду малым предприятиям, обеспечение ведения муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого малым предприятиям на условиях конкурса;

    - помощь в получении заказов субъектами малого бизнеса;

    - содействие в получении предпринимателями кредитов для создания собственных предприятий;

    - оказание информационно-консультационных услуг по вопросам организации и ведения бизнеса;

    - создание в основных экономических центрах КР консультационно-диспетчерских центров по защите предпринимателей от противоправных посягательств;

    - государственное стимулирование лизинга (он предусматривает предоставление малым предприятиям оборудования, а не средств для его приобретения);

    - государственное стимулирование развития франчайзинга (эта организационно-правовая форма поддержки малого бизнеса наиболее быстро и с меньшими издержками способна оживить производство);

    - развитие обществ взаимного кредитования с целью решения проблем финансирования малого бизнеса.

    В финансировании малого предпринимательства жизненно необходимо создать адресную систему микрофинансирования, специализирующуюся на промышленном предпринимательстве и предусматривающую следующие льготы для новых промышленных  инновационных малых предприятий:

    - упрощенный порядок получения финансовых ресурсов;

    - соответствующие льготы: различные субсидии, низкие налоги и процентные ставки, длинные кредитные линии, развитие лизинга, предоставление в аренду производственных помещений и т.п.

    Для успешной реализации программ развития малого  предпринимательства целесообразно осуществить ряд организационных мероприятий, таких, как:

    - проведение социально-экономического анализа состояния малого  предпринимательства в республике. Исследование должно быть нацелено на определение и выявление основных барьеров и препятствий на пути развития предпринимательства, в том числе и среди молодежи, и на разработку соответствующих рекомендаций;

    - создание системы мониторинга развития малого промышленного  предпринимательства при участии и сотрудничестве Министерства труда, миграции и молодежной политики , социальной защиты и других заинтересованных органов.

    В сфере малого предпринимательства необходимо учесть специфику сельской местности, местных сообществ и на этом фундаменте разработать механизмы вовлечения молодых предпринимателей в сельских местностях в сферу малого предпринимательства. В связи с этим чрезвычайно важны следующие факторы:

    -           привлечение и воздействие на принятие решений ключевыми лицами, имеющими авторитет на селе: институтом суда аксакалов, руководством айыл округов;

    -        совершенствование и развитие системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки начинающих предпринимателей с учетом требований рыночной экономики;

    -           проведение комплексного обучения основам предпринимательской деятельности с обязательным включением в программу модулей по основам менеджмента, психологии, этике предпринимательства, управлению проектами; включение в программу своеобразных «уроков лидерства» такие мероприятие, организованные  Фондом Прогрессивных Инициатив «Молодые лидеры Кыргызстана», «Келечекти пландаштыруу», курсы и тренинги  о «Финансовой грамотности», «Историй успеха», т.е. интерактивных занятий с участием известных предпринимателей республики, добившихся успеха. Такое обучение особенно необходимо для выявления и исследования наиболее уязвимых групп предпринимателей.

    Существенным аспектом развития малого бизнеса является информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от рисков, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе тактики и стратегии развития, оформлении сделок, получении кредитов, освоении местных рынков и т.д.

    С целью развития инновационной деятельности и роста числа промышленных малых предприятий необходимо предоставлять малым инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, а также юридические, финансовые, маркетинговые и иные услуги, содействовать в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

    В этой связи представляется целесообразным реализация четырех направлений поддержки малого предпринимательства. 

    1. Первое направление - создание сети бизнес-инкубаторов и технопарков.

    Обычно у малого бизнеса на старте присутствуют две глобальные проблемы - помещение и финансы. Эти трудности можно преодолеть создавая новые бизнес инкубаторы. Бизнес-инкубатор - это помещения площадью 1,5 - 2 тыс. кв. м и больше, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется, в зависимости от потребностей, 2 - 3 рабочих места либо небольшая комната (20 - 30 кв. м). В результате один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий предприниматель выходит из инкубатора, а на его место приходит другой. Порядок создания бизнес-инкубатора несложен. Выбрав место, региональные власти представляют в Минэкономразвития заявку, она рассматривается. При принятии решения будет учитываться и уровень депрессивности региона, и уровень развития малого бизнеса в нем, и уровень безработицы, и потенциал предпринимательской активности, и инновационная направленность.

    Технопарк обеспечивает также формирование инфраструктуры фирм, находящихся в его среде посредством:

    -сдачи в аренду помещений для размещения в них офисов, лабораторий, мастерских;

    -предоставления доступа к средствам телекоммуникации и связи, а также к оргтехнике коллективного пользования;

    -сдачи в аренду технических средств и вычислительной техники.

    Администрация технопарка состоит из 5-6 человек (руководство, менеджеры по направлениям деятельности и обслуживающий персонал).

     

    2. Второе направление - усиление поддержки экспортно-ориентированного малого бизнеса, занятого в сфере промышленного производства.

    В настоящий момент в республике  есть достаточно большое количество маленьких фирм и предпринимателей, которые пытаются пробиться на внешние рынки, но этот выход требует слишком больших расходов. Так, есть малые предприятия, делающие конкурентоспособные ювелирные изделия, компьютерные компании - разработчики уникального программного обеспечения, и в сельском хозяйстве много таких. По этому выход на внешний рынок возможностей для МП с хорошей международной репутацией с последующем необходимо усилить экспортные ориентации малом бизнесе. Компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом. Чтобы заключить экспортный контракт, необходимо, чтобы потенциальные покупатели смогли узнать о продукции. Именно для этих целей проводится огромное количество выставочно-ярмарочных мероприятий.

    3. Третье направление – поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов)

    Практическое развитие микрокредитования как одного из наиболее эффективных видов финансовой поддержки малого предпринимательства сталкивается с целым рядом проблем законодательного и институционального характера. В этой связи альтернативой являются кредитные кооперативы. Поддержка кредитных кооперативов - это помощь наиболее нуждающейся части малого бизнеса.

    Суть кредитных кооперативов проста: физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств.

    Понятно, что деньги каждого из них ограничены, у каждого предпринимателя возникает желание получить дешевый ресурс в банке.

     4. Четвертое направление – поддержка малых инновационных предприятий.

    Малые предприятия объединяются и создается фонд, через который с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании будет осуществляться инвестирование в малые инновационные предприятия (по классической инвестиционной схеме - покупка доли компании, то есть доля в обмен на финансирование). Чтобы реализовать такой проект предпринимателю нужно будет зарегистрировать организацию, а затем продать долю в ней такому фонду.

    Вкладывая деньги, частный инвестор реальнее оценивает риски (ведь инновации - это всегда риск), а значит, и у государства вероятность выигрыша выше.

    Однако, на наш взгляд, комплексное внедрение этих и других механизмов будет способствовать не только количественному развитию малых предприятий в республике, но и достижению их высокой жизнеспособности, при которой они оптимально выполняют свои социально-экономические функции.

    Применение специальных мер поддержки малого предпринимательства, создание специфических условий и инфраструктурных механизмов, ускоряющих его развитие, стимулирующих увеличение числа устойчивых малых предприятий и рост деловой активности, облегчающих их доступ к ресурсам производства, позволит решить ряд социальных и экономических задач.

    Важным является закрепление на государственном уровне расходов на поддержку развития предпринимательства в республике, что предполагает включение в перспективные планы конкретных сумм денежного обеспечения с акцентами  на конкретные направления и финансируемые из бюджета отрасли.

    Основные выводы:

    В результате реализации подобного рода мероприятий в Кыргызстане может быть сформирована целостная  структура поддержки малого предпринимательства, что позволит обеспечить:

    - рост общего количества устойчиво работающих малых предприятий;

    - достижение темпов экономического роста  малых промышленных предприятий, в том числе и производящих инновационную продукцию;

    - решение проблемы занятости трудоспособного населения, рост числа рабочих мест в сфере малого бизнеса;

    - увеличение поступлений от субъектов малого предпринимательства;

    - устойчивое развитие территорий, в т.ч. и депрессивных районов страны при минимальных ресурсных затратах.

     

     

     

     

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *